Рыцарство - культура и быт

Рыцарство - культура и быт


Идеология и темы провансальской лирики определялась культом служения рыцаря прекрасной даме, ее восхваление и возвышение над другими. Такие «объективные» элементы народного стиля, как повествовательная форма сюжета, драматургия, описание природы, полностью растворяются в горячем лирическом переживании. В бесконечном количестве произведений авторы внедряют особенную диалектику «высокой любви». Высота такой любви измеряется в томлении по недосягаемой возлюбленной и боязни исполнения мечты, по страданию неосуществленного чувства и радости страдания. Тексты несут в себе противопоставление красоты дамы ее жестокосердию. Поэт, как бы, обвиняет сам себя, свои глаза, за то, что они увидели красоту барышни и привели его к ней в плен. Но в таких любовных муках он параллельно находит и радость, поэтому ни за какие деньги не откажется от них. Ведь радости без страданий не бывает. Тогдашний представитель вышеупомянутого течения Фридрих фон Хузен даже хвалил «сплетников» и «соглядатаев», которые обычно раздражали средневековых поэтов: лишь бы их слова нашли подтверждение на деле.

Генрих фон Морунген - наиболее блестящий представитель лирики провансальского стиля, в своих стихах оплетает традиционную тему «восхваления» дамы индивидуальным художественным мастерством, которое опирается на реальные и довольно серьезные литературные источники (латинская, классическая и средневековая поэзия). Морунген, в отличии от Кюренберга и поэтов его группы, которые восхваляли свою возлюбленную в основном постоянными эпитетами (прекрасная, добрая, например), описывает ее красоту более красноречиво. В его текстах встречаются слова: нежные, розовые, светящиеся, безоблачность, солнечный свет, радость и другие. Такими же широкими эпитетами Морунген обозначает куртуазные черты характера своей дамы: благородная, воспитанная, чистая, мудрая, радостная, гордая, веселая, нежная, честная и т.д. Изысканность поэтического стиля на данном этапе развития общества говорит о дальнейшей аристократизации миннезанга.

Параллельно с рыцарской литературой развивается и так называемый шпрух - своеобразный дидактический жанр, имеющий те же народные корни. Он сохранился преимущественно в репертуаре певцов-профессионалов, не имеющих рыцарское происхождение, которые странствовали из города в город. Такие однострофные «шпрухи» встречаются в 1160-1170 гг. Их выраженным представителем является Сперфогель, который черпал вдохновение из стихотворных изречений народной дидактики. В его репертуаре встречаются басни (как о людях, так и о животных), нравственные поучения на бытовые темы, стихи религиозного характера, которые были сложены к разным праздникам и заключали ненавязчивый призыв ходить в церковь и любить ближнего своего. Автор легко орудует моральными сентенциями и пословицами. Его взгляд на мир базируется на фольклорных корнях, что резко отличает его поэзию от дидактического стиля ученых-клириков. Биографические ноты в произведениях Сперфогеля дают возможность создать социальный портрет бездомного певца, который бродил по свету и уповал на милость знатных покровителей.

Прочитав вышеизложенный материал, каждый понимает, что рыцарская культура имела весьма сложную структуру. Рыцари в средневековом обществе выделялись в отдельную, достаточно большую его часть. Они занимали значимое место в тогдашней сословной иерархии. Так же рыцарство оставило огромный отпечаток на канонах истории всего человечества, каждый из нас хоть раз в жизни да встречался с историей Крестовых походов.
Военное ремесло, коим занимались рыцари, наложило позитивный отпечаток на их жизнь и жизнь окружающих. Так, с конца IX века на территории Европы уже начинали строить хорошо укрепленные замки-дома. Некоторые из них сохранились до наших дней и сейчас являются архитектурными приобретениями стран, в которых находятся.
Рыцарская культура послужила толчком для формирования новых направлений в западноевропейской литературе, таких как куртуазная литература, например. Куртуазная культура и литература были неотделимы друг от друга. Историки заметили, что в XIV-XVвв. некоторые важные элементы жизни феодалов (например, рыцарские ордена, турниры) равнялись на литературные образы, что превратило их в изощренную игру.
Четкое определение средневековому рыцарству дать весьма нелегко. Это, скорее всего, феномен, чем закономерность, являющийся ярким признаком той эпохи. Рыцарское течение было настолько многоплановым, что его нельзя сводить к обычной статуе в музее, или обложке на книге.

 

Страницы: Первая Предыдущая 8 9 10 11
Теги: рыцари
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!