Рыцарство - культура и быт

Рыцарство - культура и быт

Социальное устройство


Слово «Рыцарь» на немецком языке означает «всадник». Но, если судить строго, немецкое слово Ritter приобрело широкого распространения в рыцарской терминологии лишь в конце Средневековья. Первоначально воина на коне называли с латинской манерой miles (воин). Корни этого термина уходят в позднелатинский язык. В эпоху Темных веков он обозначал просто военного или же любого человека, который находился на королевской службе (в боле широком формате).

Карл Мартелл, которого считают первым военным реформатором из династии Каролингов, придал термину «miles» дополнительный смысл. Во времена его правления этим термином называли военную элиту, воинов, которые смогли приобрести себе боевую лошадь и соответствующее вооружение. Для Карла происхождение воина не имело ключевого значения. Любой, достаточно обеспеченный свободный человек, мог служить в элите каролингской армии - в кавалерии и называться «рыцарем», или «конным всадником» (caballarius). Слово miles приобрело статус титула в эпоху Карла Великого.

Как сказано выше, в лавы рыцарей, в принципе, в разные эпохи зачислялись разные по происхождению и достатку люди. Это по сегодняшний день остается загадкой. Достаточно определенным можно считать такой критерий, как «образ жизни рыцаря». Он, пожалуй, является самым надежным аспектом в рыцарстве. Итак, рыцарь, он же miles, он же caballarius (то есть «конный человек») - это человек, занимающий промежуточную нишу между «свободным» и «несвободным», между духовным деятелем и мирским жителем, которая вскоре стала таким себе промежуточным общественным статусом. Рыцарь не считался абсолютно свободным человеком, так как выполнял приказы своего господина. Но делал он это по доброй воле, по клятве вассальной верности, произнесенной самостоятельно. Рыцарь носил оружие, что отделяло его как от зависимых, так и от многих свободных людей. Его статус не подходил под тогдашнее деление духовного и мирского, так как он - воин, человек, все таки, военного направления, а не духовного, но и к разряду мирских жителей рыцаря отнести нельзя было.

Рыцарство в средневековом Западе начало свой путь развития в Х-XIII веках. Основная идея этой культуры - защита: на начальном этапе - защита слабых, а в дальнейшем, глобальном понятии - защита всего христианского мира, врагов у которого в те времена было предостаточно (это и арабы, и венгры, например). Можно с уверенностью утверждать, что рыцарство обрело свою полноту только тогда, когда осознало себя духовным братством в полной мере, то есть связанным невидимыми узами взаимопомощи и глубокого понимания.

Полноценный рыцарь обязательно должен был иметь наследственное право на ношение оружия. Соответственно он обладал и навыками обращения с разными видами оружия. В X-XI веках понятие рыцарь помещало в себя не только тех, кто охранял границы с оружием в руках, но и тех, кто странствовал по землям Западной Европы в поисках службы при дворе какого-нибудь богатого сеньора или в войске. В некоторых местах статус рыцаря считался даже выше, чем статус обычного дворянина. Жизнь «конного человека» навсегда связанна с военным делом. В конце XI - начале XII века рыцари практически не работали на собственном поле. Они либо разорялись и пускались скитаться по миру, либо богатели, получая за службу у сеньора бенефиции.

Престиж всадника поднимался вместе с тем, как кавалерия переходила в статус главной ударной силы любой армии. В некоторых западноевропейских государствах в этот период конные воины получали денежное жалование, что выделяло их особое положение.

Разоренный рыцарь, которому не нашлось места при войске, мог наняться охранять купеческий караван, например. Это не противоречило рыцарской морали, так как он защищал при охране других людей. Правда, пользуясь данным критерием, рыцарями называли себя и участники разнообразных полуразбойничьих групп, коих было весьма много на территории тогдашней Европы.

Теги: рыцари
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!